Здоровье в контексте отечественных культурных традиций

Год & Том - Выпуск: 
Авторы: 
Гуменская О.М.
Тип статьи: 
Резюме: 
В настоящей статье рассматриваются вопросы понимания и признания здоровья как ценности (личностной, общественной) в ходе социально-исторического формирования и развития традиций отечественной культуры в период от X до начала XXI века; рассматриваем подходы к определению жизненной значимости здоровья в рамках различных форм общественного познания (житейского, философско-религиозного, естественнонаучного, конкретно научного: педагогического, психологического, а также практического: лечебного и оздоровительного).
Цитировать как: 
Гуменская О.М. Здоровье в контексте отечественных культурных традиций. Психосоматические и интегративные исследования 2016; 2: 0104.

 

Понятие «здоровье» – универсально. В нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире. В преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), принятому международной конференцией Здравоохранения (Нью-Йорк, 19-22. июня 1946 г.) здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие» [1]. Это определение было поддержано представителями 61 страны, вступило в силу 7 апреля 1948 года и по настоящее время не изменялось. А как же происходило понимание и признание здоровья как ценности (личностной, общественной) в ходе социально-исторического развития отечественной культуры?

Еще с древнерусского периода здоровью человека в общественном сознании уделялось значительное внимание, что запечатлено в памятниках литературного, изобразительного, песенного творчества народов, исконно проживавших на территории государства [2]. Великолепным примером является россыпь народных пословиц и поговорок: «Дал бы бог здоровья, а счастье найдем», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Ум да здоровье дороже всего», «Умеренность – мать здоровья» и другие.

Для отечественной культуры в целом органична идея гуманизма, интереса к внутреннему миру человека, вопросам соотношения духовного и физического бытия, что подчеркивал в своих произведениях Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН [3].

Педагогический опыт – существенная часть культуры народа. Постоянным вниманием в русской словесности, начиная с Х века, пользовались проблемы формирования личности, ее физического здоровья, нравственного и духовного мира, чему свидетельство литературные памятники отечественной народной педагогики («Поучение Владимира Мономаха детям» – ХI в., «Домострой» ХV –  ХVI вв., «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинского –  ХVII в., «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» – ХVII в) [4].

Опираясь на отечественные традиции М. В. Ломоносов в XVШ веке развивает идеи философской антропологии, т.е. целостного взгляда на сущность и природу человека в контексте его исторического развития. Именно он впервые обратил внимание на государственное значение вопроса охраны здоровья. Эти соображения вошли в статью Михаила Васильевича «О размножении и сохранении российского народа» (1761), где он говорит о том, что для здоровья человека обязательно нужно соблюдать определенный ритм жизненных процессов. Одним из средств поддержания нормальных жизненных отправлений организма Ломоносов считает физический труд на свежем воздухе [5].

Вопросами здоровья активно занимались первые отечественные профессора Московского университета: С.Г. Зыбелин, Ф. Керестури, М.И. Скиадан, Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, А.М. Филомафитский, А.П Протасов, Н.М. Максимович-Амбодик. В своих работах они заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей [6].

Идеи сохранения здоровья развивали и такие общественные деятели как И.И Бецкой, Н.И Новиков, А.Н Радищев. Так, например, Радищев в трактате «О человеке» и в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья подрастающего поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому воспитанию, закаливанию, физическому труду [7].

С конца ХVIII и начала ХIХ века большое значение имела практическая деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения, боролись с инфекционными болезнями, тем самым закладывая основы здорового образа жизни. Здесь заслуживает почтительного упоминания деятельность К.И Грум-Гржимайло, И. Вентцеля, Е.Н. Смельского [8].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» (оригинальное название: «Толковый словарь живаго Великорускаго языка»), составленном в середине ХIХ века, Владимир Иванович Даль посвящает определению здоровья и производных от него понятий в общей сложности целую страницу, трактуя здоровье (здравие) как «состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» [9]. Даль рассматривает здоровье и как особую одаренность, приводит такие производные от основного термина, как «здравствуй», «здравствица», «здравомыслие», «здравоумный», «здравомудрый», «здравоносый», то есть «дарующий, приносящий здоровье телу и духу».

К середине ХIХ века охрана здоровья (особенно детей) в нашем государстве становится одной из важнейших задач и включает: пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке; практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Во второй половине ХIХ века Э. Бок, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, И.М.. Сеченов, Н.И. Пирогов своей деятельностью вывели проблематику здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматривать понятие «здоровье» и вопросы влияния на человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, космоса.

Формирование человеческой личности, которая сознательно и целеустремленно развивает свои силы и способности для блага общества, считал главной и основной целью системы обучения и воспитания Н.И. Пирогов. Эту цель замечательный русский хирург и педагог сформулировал уже в эпиграфе к своей известной статье «Вопросы жизни»: «К чему Вы готовите своего сына? – кто-то спросил меня. – Быть человеком, – ответил я». «Быть, а не казаться», – было главным нравственным принципом и самого Н.И. Пирогова [10].

Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский расценивался современниками, прежде всего, как адепт философско-антропологической идеи. Его заслуга в том, что он создал фундамент обобщений для прежде эмпирической педагогической деятельности. В своем главном научном труде «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» Ушинский сделал попытку свести в систему все имеющиеся к тому времени научные знания о важнейших закономерностях развития человеческого организма. Глубокий гуманистический смысл заключался в выводах К.Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки воспитания могут быть умножены. Непрерывно совершенствуясь, педагогика способна далеко раздвинуть пределы физических, умственных и нравственных сил человека, способна воспитать характер, «который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [11].

Достижения педагогики и психологии в конце ХIХ в. стали основой всестороннего изучения ребенка с самых ранних ступеней. Естественнонаучные данные наглядно продемонстрировали значение правильного развития организма и благоприятных внешних условий для жизнедеятельности человека, для его физического и психического развития, что отражено в научных исследованиях И.М. Сеченова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского.

Владимир Михайлович Бехтерев писал: «Только познав человека в его проявлениях ума, чувств, воли, в его идеалах истины, добра и красоты... можно дать ему все, в чем нуждается его душа, помочь в создании нравственных идеалов» [12]. Рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами. Особое значение для рассмотрения обозначенной проблемы имеют работы П.Ф. Лесгафта. Он придавал влиянию окружающей среды, а именно природных и социальных условий, определяющее значение при формировании физического и нравственного здоровья человека, на основе чего разработал теорию функций, согласно которой на развитие органов человеческого тела можно воздействовать системой направленных упражнений. В свою очередь эти упражнения должны оказывать воздействие на умственное, эстетическое и нравственное развитие человека. Свою систему Лесгафт назвал физическим образованием [13]. Неоценим вклад в развитие педагогики и психологии Л. С. Выготского. Им открыт закон условия оптимального развития психики ребенка, являющегося также основой его психического здоровья: «Обучение непременно должно предъявлять более высокие требования, опираться не на созревшие, а на созревающие функции психики ребенка … Зону ближайшего развития мы определили как такой показатель ума, который основывается на том, что ребенок может делать под руководством … Анализ зоны ближайшего развития делается великолепным средством не только для прогноза судьбы умственного развития и динамики относительной успешности в школе, но и для комплектования учебного класса» [14] .

На рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит важный перелом в мировом общественном сознании. Как писал историк В.И. Модестов: «Признание русской науки, как и несколько раньше и полнее свершившееся признание русской литературы, есть культурный факт большой важности, культурный факт столько же нашей жизни, сколько и жизни общеевропейской» [15].

Нельзя не вспомнить и таких отечественных мыслителей, как В.C. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Я. Булгаков, К.Н. Вентцель. Их также волновала проблема здоровья личности, особенно в его духовном и трансперсональном выражении. К.Н. Вентцелъ в статье «Проблема космического воспитания» пишет: «То, что человек представляет часть космоса есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и, если мы говорим о воспитании человека в качестве члена человеческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной... Цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается, и чтобы он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимал то или другое участие в этом процессе развития космической жизни…» [16].

С.Н. Булгаков выделял тему гармонии развития человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения личности [17].

Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н.А. Бердяева. В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» автор разрабатывает тему природы человеческого существования, смысла жизни человека; гармонии человека и среды, свободы и ответственности человека перед миром, путей достижения личностью целостного образа, любви как основы духовного смысла жизни [18].

Новый подъем исследовательского интереса к проблеме здоровья приходится на последнее десятилетие ХХ века. В 80-х годах появляется направление исследований здоровья в педагогике – педагогическая валеология, определяющая здоровье индивида в качестве предмета исследования. Конкретные попытки пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются такими видными российскими психологами, как Б.С. Братусь, В.Я. Дорфман, Е.Р. Калитеевская, Ю.М. Орлов, Д.А Леонтьев, О.С. Василева, Ф.Р. Филатов и другие [19]. В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблемам психологии здоровья личности, исследуются ценности и смысло-жизненные ориентации, духовные и нравственные измерения человека как детерминанты его благополучного развития. Большое количество исследований посвящается профилактике и раннему выявлению склонности к формированию вредных привычек. Среди исследований по названной проблематике необходимо отметить публикации таких авторов как Е. Мастюкова, Г. Грибанова, А. Московкина, Ю. Бородина, Т. Грекова, Ф. Углова [20].

Останавливаясь конкретно на формулировании основных задач современной психологии здоровья можно выделить следующие: построение гипотетической (эвристической) модели здоровой личности как системы координат и ориентиров, применимой в психологической практике и определение социокультурного контекста, в котором эталонные образцы здоровья и модели здорового существования могут использоваться представителями научных и профессиональных сообществ для воспроизводства уже имеющихся и порождения новых форм оздоровительной практики как социокультурных предпосылок основания современной медицины, педагогики, психотерапии, психологии.

Ссылки: 

1.        Official Records of the World Health Organization, 1948, no. 2, p. 100.  

2.        Гуменская О.М. Традиции рассмотрения здоровья в российской педагогической культуре. Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире. Сб. матер. международной научной конференции.  Саратов  2009. Часть 1.:  193-197.

3.        Лихачёв Д.С. История древнерусской культуры. СПб., 1989; 57 с.

4.        Бибишин С.Д., Митюров Б.Н. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства в ХIV-ХVI1 вв. М.: Педагогика,  1985;  367с.

5.        Ломоносов М.В.: Сб. статей и материалов. Т. 2  / Под. ред. А.И. Андреева, Л.Б. Модзалевского. М.: изд-во АН СССР, 1946; 303 с.

6.        Коштоянц Х.С. Очерки по истории физиологии в России.  М.-Л.: Изд-во АН СССР,  1949;  494 с.

7.        Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения.  М.: Госполитиздат, 1952; 674 с.

8.        Змеев Л.Ф. Былое врачебной России.  СПб., 1890; 396 с.

9.        Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006; 348 с.

10.     Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Избранные педагогические сочинения.  М.: Педагогика, 1985;   496 с.

11.     Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004;  576 с.

12.     Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья. 2-е изд.  СПб.: изд-во К.Л. Риккер, 1905.

13.     Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1.  М.: изд-во «Физкультура и спорт», 1951; 443 с.

14.     Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребёнка (1928). Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология, 1991; (4): 5-18.

15.     Модестов В.И. Русская наука в последние двадцать пять лет. Русская мысль, 1890;  (5):  91.

16.     Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания. Педагогический альманах, 1993; (2): 9-13.

17.     Булгаков С.Н. Дневник духовный. М.: Общедоступный православный ун-т, 2003; 25 с.

18.     Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание: избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1997; 541 с.

19.     Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья: эталоны, представления, установки.  М.: Изд-ий центр Академия, 2001; 352 с.

20.    Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва - Кострома: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов; Костром. гос. пед. ун-т им. Н.А. Некрасова; Ин-т общ. патологии и экологии человека Сиб. отд-ния РАМН; Междунар. ин-т косм. антропоэкологии им. Н.А. Козырева, 1996; 248 с.

Об авторах: 

Гуменская О.М. – к. пед. н., доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия, г. Саратов E-mail: goumenskaya@gmail.com

Поступила в редакцию 2 мая 2016 г., Принята в печать 23 июня 2016 г.

Автор(ы): 
English version
Title: 
Health from the perspective of russian cultural traditions
Authors: 
Gumenskaya O.M.
Abstract: 
In this article we address the questions of understanding and recognition of health as a value (personal, social) through the socio-historical formation and development of domestic culture traditions within the period from the X century to the beginning of the XXI century; also we review the approaches to attribution of vital importance of health through various forms of social cognition (common-sense, philosophical and religious, natural-science, specifically research: pedagogical, psychological, and practical: medical and health.)
Keywords: 
health, traditions of Russian culture